Мы всегда относились к латвийской гастроэнтерологической школе времен СССР с глубочайшим уважением. Когда в начале 1990-х годов пришлось в порядке переквалификации изучать методы диагностики заболеваний ЖКТ и аппаратуру для исследования кислотозависимых процессов в желудке и кишечнике, моей настольной книгой была монография Евгения Линара "Кислотообразовательная функция желудка в норме и патологии" рижского издания. Точнее, не сама книга, а ее скверная ксерокопия. Я до сих пор не знаю, какая у этой книги была обложка. Если сказать что мы эту монографию очень внимательно читали - это ничего не сказать. На отдельные страницы мы тратили дни. Ведь надо было не просто прочитать, а как следует все осмыслить, найти и просмотреть источники. Мы знали, что есть еще
В "столицах" СССР рижские ученые общались на самом высоком научном уровне. В Ленинграде Линар работал с академиком М.М. Шульцем, во Фрязино - с академиком Н.Д. Девятковым, с последним у них даже имеется совместное авторское свидетельство.
Когда СССР развалился, нам было не до Латвии. У латышских гастроэнтерологов наверное тоже не все было гладко. Геополитические катастрофы дают моментальное улучшение жизни только авантюристам. Мы знали, что Юрис Лея
Несколько дней назад я случайно прочитал записи
Внимательно изучил весь сайт GASTRO. Часть страниц только на латышском, но машинного перевода для понимания оказалось достаточно. На сайте сказано: в Латвии pH-метрия и манометрия желудка и пищевода взроcлым проводитcя только в центре заболеваний органов пищеварения "GASTRO". На фото 8 сайта изображен прибор для суточной рН-метрии. На подставке для пробирок для буферных калибровочных растворов надпись Zinetics, а чуть сзади - Synectics Medical. То есть латышские клиники теперь используют шведское оборудование. В советской Латвии было мелкосерийное производство приборов для внутрижелудочной рН-метрии. Да, они соответствовали по уровню тому времени, а не сегодняшнему дню. Но тогда это был мировой уровень. Исследования кислотности желудка и двенадцатиперстной кишки выполнялось в целом ряде латышских клиник. Сегодня же в Латвии всего один прибор для измерения кислотности.
Почему я акцентирую внимание именно на процедуре исследования кислотности? В GASTRO centrs, например, также есть единственный в Латвии прибор для аноректальной манометрии (как видно из фотографии, восьмиканальный водно-перфузионный). На других фотографиях масса эндоскопов. Для приблизительной оценки качества гастроэнтерологической помощи в том или ином регионе удобно использовать именно объем суточных рН-метрий. Это также, как при сравнении экономик разных стран иногда удобно пользоваться гамбургерами. Так вот, суточная рН-метрия не является обязательной процедурой для каждого пациента с больным желудком и даже каждого, страдающего так называемыми кислотозависимыми заболеваниями (ГЭРБ, гастриты, язвы желудка и ДПК и другие). Большинство таких пациентов посещает своего "районного терапевта" или, скажем, семейного врача. Тот назначает терапию. Или вначале посылает на гастроскопию, которая сегодня есть во всех "районных поликлиниках" и после этого назначает терапию. Многим помогает. Но не всем. Вот тут уже пациент должен идти в специализированный гастроэнтерологический центр, оснащенный разным диагностическим оборудованием. Там, например, могут быть приборы для эзофагеальной или антродуоденальной манометрии или электрогастрографии. А могут и не быть. Но вот суточный ацидогастромонитор должен быть обязательно. При той распространенности ГЭРБ в развитых странах суточная рН-метрия является обязательной процедурой для случаев, когда лечение первого уровня не помогает. Российский Минздравсоцразвития тоже придерживается близкой точки зрения и она изложена в его Приказе № 415н от 2 июня 2010 г. "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при заболеваниях гастроэнтерологического профиля" В нем четко сказано, что на 50 тыс. населения должен быть обязательно кабинет врача-гастроэнтеролога, в котором должен быть прибор для внутрижелудочной рН-метрии для диагностики функциональных нарушений ЖКТ. Кроме этого прибора должны быть 2 гастроскопа, 2 колоноскопа, ректосигмоскоп, аппарат УЗИ, набор для слепой пункционной биопсии печени и на большее количество населения прибор для проведения дыхательного теста. Больше ничего обязательного нет. Итого. По российскому законодательству должен быть 1 рН-метр на 50 тыс. населения. В Латвии, в реальности, всего один на 2 250 тыс. чел. Конечно, в России этот Приказ не выполняется. Будем надеяться, что пока. Ему еще и года нет.
Я не хочу сравнивать Латвию и Россию. Очень сложно. Но, получается, что качество гастроэнтерологической помощи в Москве, где есть множество организаций, гораздо лучше оборудованных специализированным гастроэнтерологическим оборудованием, заметно лучше, чем в Риге.
...почему-то при этом кажется, что недалеко то время, когда Рига обойдет в отношении гастроэнтерологии Москву (а Латвия, соответственно, Россию).
Использованы изображения (сверху-вниз):
- Единственный в Латвии прибор для суточной рН-метрии (источник - сайт GASTRO centers).
- Титульный лист монографии Е.Ю. Линара с дарственной надписью академику М.М. Шульцу (источник - архив семьи М.М. Шульца, Wikipedia).
- Обложка монографии Ю.Я. Лея "pH-метрия желудка" (источник - сайт "Функциональная гастроэнтерология").
- Единственный в Латвии прибор для аноректальной манометрии (источник - сайт GASTRO centers).