
Широко распространенное мнение довольно долго заключалось в том, что эпизоды гастроэзофагеального рефлюкса развиваются из-за значительно ослабленного тонуса нижнего пищеводного сфинктера (НПС), не способного осуществлять барьерную функцию по отношению к ретроградному току желудочного содержимого. До сих пор многие исследователи придерживаются этой достаточно правдоподобной концепции. Тем не менее, указанная точка зрения нередко противоречит полученным результатам.
Начиная с 1978 г. развитие методов исследования двигательной функции пищевода дало возможность достоверно мониторировать изменение тонуса НПС в течение многих часов. Эти методы позволили визуализировать функцию НПС во время ретроградного тока желудочного содержимого в пищевод, который, в свою очередь, может быть верифицирован с помощью рН-зонда или, что является более современным, с помощью пищеводной импедансометрии.
К сегодняшнему дню накоплено огромное количество данных, свидетельствующих о том, что у подавляющего большинства больных ГЭРБ эпизоды рефлюкса возникают преимущественно в процессе так называемых преходящих расслаблений нижнего пищеводного сфинктера (ПРНПС). В это время антирефлюксный барьер между желудком и пищеводом исчезает обычно на 10-15 с, хотя длительность ПРНПС может составлять от 3 до 30 с. Возникают ПРНПС вне какой-либо связи с актом глотания.
( Читать дальше... )
На фотографии авторы (справа-налево): акад. РАН, проф. В.Т. Ивашкин, проф А.С. Трухманов. Фотография взята из: Б.В. Ракитин. Заметки с конференции "Желудок 2014. Хронический гастрит – это не "просто гастрит", Москва, 20.2.2014 г.