Функциональная гастроэнтерология (gastroscan) wrote,
Функциональная гастроэнтерология
gastroscan

Category:

Дисфагия в раннем детстве. Диагностика

Natalia Rowe (США) в докладе «Дисфагия в раннем детстве. Диагностика», котрый она сделала на конференции «Проблемы выявления, диагностики и ведения пациентов с нарушениями глотания», прошедшей 1 июня 2015 г. в Москве, рассказала об особенности скрининга, диагностики и мониторинга дисфагии у детей.

Диагностика дисфагии у детей включает следующие процедуры:


  • Скрининг:

    • фаза глотания;

    • степень тяжести нарушения;

    • наличие аспирации.


  • Клиническое обследование.

  • Инструментальное обследование.

Клиническое обследование при дисфагии:


  • Анамнез:

    • диагноз(ы), хронологический возраст, скорректированный возраст;

    • семейная динамика, история социального развития;

    • пренатальное развитие, роды и неонатальная история;

    • медицинские диагнозы и принимаемые медикаменты;

    • история развития навыков глотания и оценка сформированных навыков;

      • время и частота кормления;


    • результаты предыдущих тестирований, проходил ли терапию.



  • Физическое обследование:

    • уровень возбуждения, раздражительности и бодрствования;

    • позиция тела в покое, способность сидеть, мышечный тонус и двигательная активность;

    • навыки общения, голос, произношение звуков;

    • периферический речевой механизм – структура и функции (анатомия и физиология):

      • дыхание и состояние дыхательных путей;

      • челюстно-лицевая система (в покое и в движении);

      • оропостуральный контроль и контроль слюны;

      • произвольное глотание, кашлевой и рвотный рефлексы.



  • Обследование функции глотания:

    • Преоральная фаза:

      • отказ – принятие пищи;

      • бдительность – внимание;

      • выносливость – утомляемость.


    • Орально-подготовительная фаза (обследование составляющих компонентов, сенсорной и двигательной функций):

      • принятие пищи;

      • удержание пищи;

      • формирование и перемещение болюса; обработка болюса.



  • Уровень развития навыков глотания:

    • Навыки:

      • характеристика пищи: консистенция (вязкость), текстура и т.д.;

      • навыки откусывания;

      • навыки жевания (челюсть, язык, щеки);

      • навыки питья;

      • объем пищи за 24 часа;

      • приборы (бутылочка, чашка, ложка и т.д.);

      • уровень самостоятельности.


    • Орофарингеальная составляющая:

      • инициация глотания;

      • исход глотания;

      • дыхание (глотательное апноэ);

      • признаки дискомфорта.


    • Эзофагеальная составляющая:

      • ограничение количества принимаемой пищи, наличие стратегии потянуть время между болюсами;

      • отрыжка;

      • регургитация.



Инструментальное обследование:


  • Видеорентгеноскопия (VFSS) с модифицированным бариевым глотком (MBS);

    • эзофагоскопия;


  • Гибкая носовая эндоскопия (FEES);

  • КЩС и газовый состав крови.

Показания к направлению на инструментальное обследование (не нужно посылать малыша на инструментальное обследование «на всякий случай», если нет четких показаний!):


  • Перевод с искусственного кормления через назогастральный зонд на кормление естественным путем.

  • Симптомы орофарингеальной дисфагии одновременно с заболеваниями:

    • хроническая инфекция верхних дыхательных путей;

    • пневмония;

    • недостаточность питания, хронически низкая масса тела.


  • Симптомы эзофагеальной дисфагии и непреходящие сопутствующие проблемы с кормлением и глотанием.

  • Длительное отсутствие прогресса в терапии.

Наблюдения во время инструментального обследования:


  • Видеорентгеноскопия (VFS):

    • оральная, фарингеальная и эзофагеальная фазы: степень сохранности и дефекты;

    • целостность анатомических структур;

    • движения, относящиеся к передвижению болюса.


  • Гибкая носовая эндоскопия (FEES):

    • накопление слюны в валлекулах;

    • утечка болюса из ротовой полости в глотку до глотка;

    • пенетрация и аспирация (пенетрация (проникновение частиц пищи во вход гортани) – это нормально, но повышает риск патологии);

    • остаток на языке и в валлекулах;

    • работа голосовых связок.



Источник: Ракитин Б.В. Заметки с 1-й Национальной конференции по нарушениям глотания «Проблемы выявления, диагностики и ведения пациентов с нарушениями глотания», Москва, 1.6.2015 г.

Tags: ljtimes, Москва, США, гастронедели-конференции-выставки, дисфагия, педиатрия, пищевод
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments