June 1st, 2014

Ципрофлоксацин вызывает острый панкреатит у 3 % пациентов

Ципрофлоксацин — антибиотик широкого спектра из группы фторхинолонов, считается безопасным и широко применяется при лечении острого инфекционного колита и других заболеваний. Однако этот препарат, хоть и редко, может вызывать лекарственно-индуцированный панкреатит.

Были изучены истории болезней 227 пациентов, принимающих ципрофлоксацин. У 7 из них развился острый панкреатит, сопровождавшийся повышением активности панкреатических ферментов. После назначения ципрофлоксацина средний период времени до развития панкреатита составил от 4 до 7 дней. По данным компьютерной томографии органов брюшной полости, отёк и гомогенное увеличение поджелудочной железы было отмечено у 3 из 7 пациентов. Все случаи острого панкреатита полностью купировались после прекращения применения ципрофлоксацина. Время до полной нормализации состояния пациента составило от 8 до 15 дней.

Вывод. Частота возникновения вызванного приёмом ципрофлоксацина панкреатита примерно 3%. Осложнение характеризуется коротким латентным периодом, что свидетельствует об идиосинкратическом типе нежелательной реакции на препарат. Практические врачи должны знать об этом весьма серьёзном осложнении терапии ципрофлоксацином, вовремя отменить препарат в случае развития острого панкреатита и назначить соответствующее лечение.

Источники: 1.  Sung H.Y. etal. Acute pancreatitis secondary to ciprofloxacin therapy in patients with infectious colitis. Gut Liver. 2014 May; 8(3): 265-70. 2. Эврика: Острый панкреатит как осложнение терапии ципрофлоксацином.